Информационный проект «Далекая звезда»
Разработал: Шиянова Т.М., воспитатель МБОУ "Детский сад № 291" г.о.Самара
Актуальность проекта: В настоящее время дети получают различную информацию о космосе. Накануне праздника – Дня космонавтики, у детей возникает познавательный интерес к Солнечной системе. Детям хочется узнать больше о Солнце, различных планетах, Солнечной системе, однако не вся информация доступна детям дошкольного возраста.
Цель проекта: познакомить детей старшего дошкольного возраста с понятием, что Солнце – это звезда.
Задачи:
1. Дать детям представления о том, что ближайшая к нашей планете звезда – Солнце.
2. Расширять представления детей о 9 планетах Солнечной системы.
3. Активизировать познавательный интерес детей и родителей к объектам Солнечной системы.
4. Закрепить представления детей о космосе и космических полетах.
5. Воспитывать гордость за страну и первооткрывателя космического пространства.
6. Воспитывать заботливое и бережное отношение к нашей планете.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- узнать о ближайшей звезде – Солнце;
- понять, что Солнце необходимо для жизни человека, животных и растений;
- поделится полученной информацией с другими детьми.
Для воспитателя:
- повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный профессиональный рост.
Для родителей:
- повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Участники проекта: дети старшей группы и их родители, воспитатели.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
Выявление проблемной ситуации:
На прогулке дети наблюдали за солнцем. Ваня сказал, что на солнце смотреть нельзя, т. к. можно обжечь глаза. Дети заинтересовались и стали спрашивать, что такое солнце?
Гипотеза:
Дети предположили, что солнце – это звезда. Размер солнца намного больше, чем кажется. Солнце не твердое. Солнце не только светит, но и греет.
Планирование:
В ходе обсуждения дети пришли к выводу, что необходимо:
- совместно с воспитанниками определить цели проекта;
- совместно с воспитанниками планирование предстоящей деятельности;
- провести ряд опытов с солнечным светом;
- найти информацию о солнце (обратится за помощью к родителям, чтобы прочитать о солнце в энциклопедиях, книгах, интернете).
Реализация проекта:
- рассматривание иллюстраций на тему: «Солнечная система»;
- беседы на темы: «Наша звезда – Солнце», «Где мы живем», «Далекие звезды» и т.д.;
- чтение художественной литературы: П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», А. Леонов «Шаги над планетой», энциклопедии о космосе;
- просматривание видеофильмов о Солнце и Солнечной системе;
- проведение опытов: «Солнце светит – в пасмурный день», «Солнце светит и греет, прожигает в солнечный день»;
- изготовление альбомов со схемами о проведенных опытах; альбом с изображением Солнца; альбом с космическими и транспортными кораблями; альбом с творческими работами детей о солнечной системе;
- результаты каждого эксперимента записывали и фотографировали;
- дидактические игры «Опиши планету», « Назови ласково» и др.;
- напольная игра-ходилка «Солнечная система»;
- настольно-печатные игры «Солнечная система», «Земля и солнечная система»;
- постройка космической станции из конструктора «Лего»;
- игры с разноцветным песком на заданную тему;
- аппликация на тему «Солнце»;
- рисование на тему «Ракета летит к солнцу»;
- лепка ракет;
- организация выставки творческих работ детей совместно с родителями.
Презентация проекта:
Защита проекта проходит в ходе познавательного развлечения для детей других групп и родителей.
Рефлексия:
Оценка своих достижений. Анализ допущенных ошибок.
Проектировочный:
Определение дальнейших перспектив: узнать больше о планетах и солнечной системе.
Результаты проекта:
После проведения проекта, дети сделали выводы:
- Солнце – это главная звезда;
- Солнце не твердое, оно состоит из различных газов;
- вокруг Солнца вращаются все планеты;
- нельзя смотреть на солнце без защитного стекла, а через стекло не более 3 секунд;
- без солнца все живое на нашей планете погибнет.
Литература:
- Дерягина Л.Б.. Дошкольникам о российских покорителях космоса. Москва – Просвещение 2013;
- Шорыгина Т.А. Педагогические беседы о космосе. Методическое пособие – М: Мозаика - Синтез, 2012