Исследовательский проект «Пластиковая бутылка – это хорошо или плохо»
Актуальность проблемы: в 70-десятых годах прошлого века была изобретена пластиковая бутылка. В наши дни они полностью заменили стеклянную и бумажную тару. Ежегодно производятся миллионы бутылок и столько же выбрасывается. Весной, когда сходит снег, перед глазами предстает весьма унылое зрелище: газоны, дворы, небольшие улочки становятся похожи на мусорный склад, везде валяются пластиковые бутылки и пакеты. Огромное количество мусора заставляет задуматься над вопросом: нужны ли пластиковые бутылки? Что несут они пользу или вред? Что делать с использованными пластиковыми пакетами и бутылками?
Гипотеза:
пластиковая упаковка засоряет землю;
пластиковая бутылка вредна для здоровья;
пластиковая бутылка наносит вред природе;
можно снизить количество мусора, если использовать пластиковую упаковку в качестве вторичного сырья.
Цель проекта: определить значимость пластиковых упаковок в жизни человека; сформировать сознательное отношение детей и взрослых к проблеме бытовых отходов; приобрести позитивный опыт совместной деятельности при изготовлении поделок из пластиковых бутылок.
Задачи:
1.Побудить детей и взрослых задуматься над важностью экологической проблемы на нашей планете.
2.Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок.
3.Разработать способы борьбы с пластиковыми отходами.
4.Найти полезное применение данному предмету.
5.Подготовить выступление для других групп детского сада.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
узнать , кто и когда придумал пластиковые упаковки;
выяснить, пользу или вред они приносят;
найти способы применения пластиковых бутылок;
поделиться полученной информацией с другими детьми.
Для воспитателя:
повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
личностный и профессиональный рост.
Для родителей:
повышение уровня личностного сознания;
укрепление взаимоотношений между родителями и детьми в ходе изготовления поделок из пластиковых бутылок;
самореализация.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатель.
Срок проведения: 1 месяц.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный.
Выявление проблемной ситуации:
В ходе беседы с детьми и просмотра фотографий, слайдов с изображением мусорных свалок, лесных полян, речных берегов воспитанники предположили, что, если так будет и дальше засоряться наша планета, то скоро весь мир станет похож на одну большую пластиковую бутылку. Необходимо спасать окружающий мир и человека от засилья пластикового мусора и начать это делать со своего района, города
Планирование:
В ходе обсуждения воспитанники пришли к выводу, что необходимо:
всем вместе определить цели проекта;
спланировать предстоящую деятельность;
провести опыты по утилизации бутылок путем закапывания в землю;
провести опыты по утилизации бутылок путем сжигания;
найти информацию о второй жизни пластиковых упаковок в журналах, интернет ресурсах, телепередачах совместно с родителями.
Реализация проекта:
рассказ воспитателя об истории создания пластиковых упаковок с показом роликов «Как делают пластик», «Мы на грани экологической катастрофы»;
эксперимент «Разлагается ли пластик в земле»;
эксперимент «Как горит пластик»
посещение магазинов, фотографирование магазинных полок с товарами в пластиковых упаковках совместно с родителями.
создание альбома «Улицы нашего города, которым нужна помощь», «Волшебная бутылочка».
целевая прогулка по улицам нашего микрорайона с целью сосчитать, сколько пластиковых упаковок на них брошено;
дидактические игры «Правильно-неправильно», «Угадай из чего», «Собери игрушку»;
консультации для родителей: «Вред и польза пластиковых упаковок», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Как предотвратить экологическую катастрофу»;
Социологический опрос «Какую упаковку вы используете для приобретения товаров и что вы делаете с ней потом?»;
Беседа врача «Чем полезен чистый воздух»;
Конкурс рисунков «Защитим планету»;
Конкурс поделок из пластиковых бутылок (совместно с родителями).
Презентация проекта:
Защита проекта проходит в форме мастер-класса «Дай вторую жизнь пластиковой бутылке» для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Рефлексия:
Оценка своих достижений. Анализ допущенных ошибок.
Проектировочный:
Определение дальнейших перспектив: узнать как можно больше о возможности избавления нашей планеты от пластикового мусора, искать новые способы применения пластиковых упаковок в быту.
Результаты проекта:
После проведения проекта, родители и дети сделали выводы:
Нужно беречь окружающую среду, бережно относится к природе, не засорять окружающую среду мусором, пластиковыми отходами;
Необходимо разделять мусор на бытовые отходы и пластиковые, которые должны собираться в отдельные контейнеры для специальной переработки;
Пластиковые бутылки можно использовать для изготовления интересных поделок для игр, украшения дворов, участков, подарков;
Родители должны приучать детей с малых лет бережно относится к природе и самим быть для них примером в этом.
Литература и электронные образовательные ресурсы:
1.Кочина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.; Мозаика – Синтез, 2012;
2.Сайт Экология (электронный ресурс) http: \\www.ecology. ma\ section php section= techid=2224;
3. Социальная сеть работников образования. Исследовательский проект «Пластиковая бутылка польза или вред?» (электронный ресурс) hs portal.ru \ap\librari\drugoe\2013.0825;
4.Экспериментальнй проект «Что я знаю о пластиковой бутылке?» (электронный ресурс) www.maam.ru \ detskiy sad\;
5.Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов», М., Просвещение, 1985.